Новости

Разработка сайта. Этап 1: Аналитика и проектирование сайта

Вступительное слово:

Создание сайта похоже на строительство дома. Нельзя начинать с крыши или установки окон, не заложив основу. Поэтому правильный подход к разработке сайта имеет решающее значение для успеха проекта. Многие клиенты, стремясь сэкономить время или деньги, пытаются пропустить определённые этапы разработки, что часто приводит к дополнительным расходам и разочарованию в результате.
Процесс создания сайта состоит из последовательных этапов, из основных можно выделить: анализ рынка и конкурентов, планирование структуры и функционала сайта, проектирование интерфейсов, разработка дизайна, верстка и программирование сайта, тестирование, запуск и поддержка. Каждый этап важен для обеспечения удобства использования, корректной работы и главной эффективности и окупаемости сайта.

Правильное соблюдение всех этапов помогает избежать ошибок, сэкономить время и деньги, а также создать удобный сайт для пользователей и администраторов. В цикле из нескольких постов я коснусь всех этапов разработки сайта.
Сегодняшняя публикация это основы, базовый этап. Объединим все работы в такое название Аналитика и проектирование сайта.

Роем котлован для фундамента

Почему я использовал слово "котлован"? За 12 лет в разработке очень много проектов закончилось, именно на этом этапе. Как и в «Котловане» А. П. Платонова.
В повести, напомню, все силы были брошены на строительство общего дома для рабочих, но удалось выкопать только котлован. Работа замкнулась вокруг этой ямы, и все продолжали копать, углубляя и расширяя котлован. Так и на этом этапе, не нужно забывать, что мы делаем, для чего мы делаем и для кого мы делаем?
  • Определение задач сайта. Важно честно ответить на вопросы: "Зачем нам нужен сайт?" и "Какие проблемы бизнеса он должен решать?". Цели могут быть разными: от предоставления информации о компании, увеличения продаж через интернет-магазин, а может быть разгрузка отделов продаж. снабжения или бухгалтерии, благодаря автоматизации процессов?
  • Анализ целевой аудитории. Кто ваш клиент? Кого вы хотите видеть на своём сайте? Важно знать, кто будет посещать ваш ресурс. Кто они: возраст, увлечения, доход, предпочтения в поиске информации. Например, для интернет-магазина детской одежды основными клиентами станут скорее всего, девушки, ценящие удобство онлайн-шоппинга и качество товаров. Зная их потребности, вы сможете создать сайт, который будет отвечать их требованиям и облегчит процесс покупки. Или наоборот, сайт металлопроката, кто заходит на него? Мужчины среднего + возраста. Им не нужен сложный интерфейс и непонятные функции, нужно подать все гораздо проще и понятнее.
  • Анализ конкурентов. Изучение конкурентов - это возможность учиться на чужих ошибках и перенимать успешные решения, не изобретая новый велосипед. Изучите сайты лидеров вашей отрасли, определите их сильные стороны и возможности для улучшения. Обратите внимание на навигацию, функциональность, дизайн и контент. Так вы сможете выявить уникальные особенности вашего проекта и избежать распространённых ошибок.
  • Формирование бюджета. Этот шаг требует реалистичного подхода. При общении с заказчиками я задаю этот вопрос одним из первых. Мне, как специалисту в своей области, важно подобрать для вас максимально рабочее решение. Ведь задачу можно решить по разному. Проведу простую аналогию, автомобили. Все они нужны для решения одной задачи, чтобы перевозить. Но стоимость авто разниться колоссально, как и комфорт и нюансы использования. Так и в сфере разработки, часто бывает, что проект можно реализовать подешевле, но с нюансами, или наоборот, подороже, но это решение сэкономит больше денег и сил в будущем.
Пару слов про техническое задание. ТЗ хорошая штука, когда в разработке находиться сложный проект - сервис. Проект, где много пользователей, ролей, интеграций. Сложная логика взаимодействия. Но для корпоративных сайтов и интернет-магазинов будет достаточно этапов выше, чтобы не застрять в огромном котловане.

Проектирование сайта, прототипирование сайта.

Этот этап похож на работу архитектора-конструктора. Готовим план-чертеж будущего сайта, перед его строительством. От качества проектирования зависит, насколько удобным и эффективным будет ваш будущий сайт.

Проектирование структуры сайта начинается с определения основных разделов и их взаимосвязей. Представьте, что вы создаёте карту города, где каждая улица ведёт к нужному месту. Например, для интернет-магазина базовая структура может состоять из каталога, раздела каталога, страницы товара, фильтр товаров логика фильтрации товаров по разделам, этапы оформления заказа в корзине, информации о доставке и оплате, личного кабинета (а тут страниц тоже может быть не мало), блога и контактной информации. Важно, чтобы пользователь мог найти необходимую информацию максимум за три-четыре клика, иначе он может уйти с сайта. Минимум нагрузки😂.
Кадр из мультфильма "Валли".
Далее начинается самое важное сбор схематического прототипа сайта в программе Figma. Это процесс разработки визуального представления структуры и дизайна будущего веб-ресурса. По сути. это скелет будущего сайта, где наглядно видно какие разделы будут, как будет происходить навигация, какой функционал заложен, например:

  • система поиска по сайту;
  • фильтры для каталога товаров;
  • формы обратной связи;
  • онлайн-калькуляторы;
  • интеграцию с CRM-системами;
  • систему комментариев;
  • модуль онлайн-оплаты.
и т. д.
Также на этапе прототипирования продумываются пользовательские сценарии поведения - маршруты, следуя которым посетители смогут достичь своих целей. Представьте, что вы прокладываете путь для покупателя в магазине: от входа до кассы должен быть логичный и комфортный маршрут. На веб-сайте таким маршрутом может быть перемещение от главной страницы до оформления заказа или получения необходимой информации. Это часть воронки продаж.
На этапе проектирования важно не забывать про оптимальный баланс между требуемыми функциями и реальными возможностями, учитывая бюджетные ограничения. Избыточные функции, которые не будут использоваться целевой аудиторией, следует исключить.
В результате проектирования должен получиться чёткий план будущего сайта. которому будет следовать и разработчик и вы.
Made on
Tilda